- Что такое растровая графика
- В чем преимущества растровой графики
- В чем недостатки растровой графики
- Когда используется растровая графика: примеры изображений
- Что дизайнеру нужно учесть при работе с растровой графикой: полезные советы
- Популярные форматы растровых изображений
- Какой графический редактор подходит для работы с растром
- Чем растровая графика отличается от векторной
Для решения дизайн-задач у профессионала есть два типа цифровой графики на выбор — растровая и векторная. В этой статье разберемся, что характеризует растровую графику, в чем ее плюсы и минусы и в каких случаях стоит выбирать именно такой формат.
Что такое растровая графика
Если кратко, растровая графика — это пиксельные изображения, состоящие из крошечных цветных точек. Количество пикселей в одной картинке зависит от ее разрешения и может достигать нескольких миллионов. За каждым пикселем закрепляется его точное расположение и оттенок. Вся эта информация хранится в файле, поэтому качественные фото и крупные макеты могут занимать много места на диске.
К растровой графике относятся все реалистичные изображения с точной цветопередачей — от коллажей до профессиональных фотографий. Чем выше разрешение, тем больше деталей вы сможете рассмотреть на картинке и тем сильнее можно увеличить изображение без потери качества.
Несколько примеров разрешения и для чего они подходят:
- 384 х 216 пикселей — низкое разрешение. При увеличении картинка будет нечеткой, поэтому такой вариант используют в основном для иконок или небольших иллюстраций на сайтах.
- 1920 х 1080 пикселей — оптимальное разрешение для фотографий в электронном формате и некоторых рекламных макетов.
- 4950 х 3510 пикселей и более — в таком разрешении можно передавать в типографию профессиональные фотоработы или печатную рекламу.
В чем преимущества растровой графики
- Высокая фотореалистичность. В растре можно получить изображение любой сложности, передать естественные оттенки и цветовые переходы. Обводки, размытости, тени — все это получится воссоздать с большой точностью.
- Практически нет ограничений в работе с цветами. Вы можете выбрать подходящую цветовую модель (RGB, CMYK, XYZ — самые распространенные) и работать с любыми оттенками, существующими в природе.
- Растровую картинку легко создать: с помощью фотоаппарата, сканера, графического редактора. А еще при необходимости можно конвертировать любое векторное изображение в растровый формат, тогда как в обратном направлении сделать переход бывает сложно.
- Широкие возможности для обработки. Можно ретушировать изображения и наслаивать их друг на друга, накладывать фильтры, использовать инструменты цветокоррекции и многое другое. Для этого подойдут не только профессиональные графические редакторы, но и приложения для смартфона или онлайн-конструкторы изображений.
- Распространенность. Картинки в самых популярных растровых форматах PNG, JPEG, GIF открываются и редактируются на любых устройствах.
В чем недостатки растровой графики
- Большой вес изображений — основной минус формата. Ведь растровая графика состоит из пикселей, и даже в фотографии с разрешением 1280х1024 их больше миллиона. Чем выше разрешение, тем более «тяжелым» для загрузки и обработки будет файл, даже если рисунок простой.
- Потеря качества при сжатии. Чтобы уменьшить вес фотографий и иллюстраций, их сжимают, но при этом может заметно ухудшиться цветопередача и детализация. Иногда потери незаметны: например, можно сжать профессиональные фотографии товаров для размещения на маркетплейсе. А вот для печатной рекламы подойдут только исходники в высоком разрешении.
- Нельзя увеличить картинку без потери качества — размер ограничен изначальным разрешением. Если слишком растянуть изображение, его качество снизится. По этой причине логотипы почти всегда делают в векторном формате. Если же логотип растровый, а его нужно разместить на вывеске или билборде, после увеличения будут видны пиксели.
Когда используется растровая графика: примеры изображений
Растровую графику выбирают в тех случаях, когда важно передать сложные цветовые переходы и реалистичные оттенки.
Изображения в растровой графике — это, например:
- Любые цифровые фотографии и сканы;
- Фотореалистичные коллажи;
- Рекламные макеты, созданные в Photoshop — листовки, буклеты, визитки и т. д.;
- Инфографика для маркетплейсов;
- Книжные и журнальные иллюстрации, иллюстративные заголовки;
- Комиксы и мультипликационные сцены;
- Сложные персонажные иллюстрации;
- Иногда — макеты наружной рекламы (такое изображение должно быть в максимально высоком качестве).
Что дизайнеру нужно учесть при работе с растровой графикой: полезные советы
- Позаботьтесь, чтобы на вашем устройстве было достаточно оперативной памяти. Оптимальный объем — от 8 Гб, а если вы планируете заниматься ретушью профессиональных фото, лучше выбрать карту на 16-32 Гб.
- Сжимайте изображения перед их размещением на сайте, насколько это можно сделать без снижения качества. Чем больше файл, тем медленнее будет загружаться страница, а это раздражает пользователей и снижает конверсию.
- Соизмеряйте разрешение каждой картинки с форматом, который будете использовать. Это важно, чтобы изображение не пришлось растягивать и терять из-за этого качество и четкость. Для аватарки сообщества в соцсети подойдет и низкое разрешение, для печатной афиши — только высокое.
Популярные форматы растровых изображений
Растровая компьютерная графика — это изображения в форматах:
- PNG. Формат, который позволяет сжимать и пересохранять файлы без потерь в качестве. Картинки в PNG могут быть как стандартными, так и на прозрачном фоне.
- JPEG. Применяется повсеместно и открывается на любых устройствах, но есть минус: фото и картинки в этом формате сжимаются только с потерей качества.
- GIF. Особенность формата — возможность создавать и воспроизводить простую анимацию. Есть ограничение по цвету: получится использовать не более 256 оттенков одновременно.
- PSD. Это редактируемые файлы Adobe Photoshop: коллажи, рекламные макеты и т. д. В таком формате хранят исходники, чтобы была возможность повторно их открыть и внести изменения.
- RAW. В этом формате можно сохранять профессиональные фотографии с цифрового фотоаппарата, чтобы позже обработать кадры в ручном режиме и не потерять настройки камеры.
Иногда применяются и менее распространенные форматы растровой графики: BMP, TIFF, PCX и другие.
Какой графический редактор подходит для работы с растром
Самый популярный и многофункциональный редактор, в котором можно создавать и обрабатывать растровые изображения, — Adobe Photoshop.
В нем есть профессиональные инструменты, чтобы:
- Ретушировать фотографии и выполнять цветокоррекцию;
- Накладывать изображения друг на друга и создавать реалистичные коллажи;
- Создавать любые рекламные макеты — от карточек для интернет-магазина до крупных баннеров;
- Разрабатывать дизайн упаковки и примерять его на различные носители (мокапы);
- Работать с макетами полиграфии, подбирать шрифты и иллюстрации.
Также для работы с растром некоторые дизайнеры используют редакторы Procreate, Krita и другие программы. А чтобы редактировать файлы на любительском уровне, можно использовать онлайн-сервисы и приложения: для растровой графики их существует очень много.
Чем растровая графика отличается от векторной
Противоположность растру — векторная графика. Обычно в таком формате создают иконки приложений, логотипы, иллюстрации. У векторных изображений нет пикселей: все линии, цвета и фигуры задаются формулами. За счет этого картинку можно увеличивать в широком диапазоне и не переживать за качество — изображение автоматически достраивается по формулам и остается таким же четким.
Файлы в векторном формате обычно занимают меньше места на диске и загружаются быстрее, чем растровые, но это зависит от сложности рисунка. Чтобы использовать максимум выразительных возможностей при работе с векторной графикой, стоит освоить Adobe Illustrator или Corel Draw — в этих редакторах работают многие художники-иллюстраторы.
Растровая и векторная графика в работе дизайнера отлично дополняют друг от друга. Для решения задач лучше подходит то первый, то второй вид графики, а иногда их приходится сочетать, чтобы получить нужный результат. Научитесь создавать и редактировать оба типа изображений, и вы сможете использовать преимущества каждого себе на пользу.