- Зачем нужен брендбук
- Какие бывают брендбуки
- Что входит в брендбук — список разделов
- Чем отличается брендбук от гайдлайна
- Чем отличается брендбук от фирменного стиля компании
- Правила разработки дизайна брендбука
- Как разработать брендбук
Брендбук компании — это подробный документ по идентификации и позиционированию бренда, его идеологических и визуальных составляющих. Узнаем про цели, виды, содержание брендбуков и правила их разработки.
Зачем нужен брендбук
Если говорить простыми словами, брендбук — это большой документ для внутреннего пользования, в котором собраны данные о корпоративных смыслах бренда, его продукте, целевой аудитории и правилах общения с ней, элементы корпоративного стиля с примерами их использования.
В маркетинге брендбук используется для разработки и поддержания корпоративного имиджа. Его применяют в работе как штатные сотрудники, так и привлеченные для выполнения определенных задач сотрудники сторонних организаций и фрилансеры: дизайнеры, маркетологи, PR-менеджеры, HR-специалисты и другие.
Брендбук решает три основные задачи:
- Презентует идентичность бренда внутри компании (сотрудникам) и вовне (клиентам, партнерам, СМИ). Документ содержит описание корпоративных смыслов компании, ее структуры. Благодаря этому визуальные образы бренда становятся понятными и наполненными смыслом.
- Собирает элементы фирменного стиля в единое целое. Брендбук обязательно содержит примеры корпоративной формы и полиграфической продукции, презентации на мокапах. Это позволяет оформлять новые продукты, мероприятия, рекламные материалы в едином стиле.
- Повышает эффективность и скорость работы. При наличии брендбука новые продукты можно оформлять по аналогии с примерами. Отсутствует необходимость долгих согласований, снижается риск возникновения ошибок из-за недопонимания между сотрудниками. Есть четкие стандарты, на которые можно ссылаться при оценке работы штатных и привлеченных специалистов.
Какие бывают брендбуки
Жесткой классификации брендбуков не существует. Но есть несколько критериев для их разделения на группы. Например, по форме они бывают:
- печатными — в виде брошюры;
- электронными — в виде PDF-файла;
- цифровыми — в виде сайта.
Цифровые варианты удобнее, так как в них можно дать больше информации за счет использования интерактивных элементов.
Брендбуки могут различаться по целевой аудитории: для сотрудников, для инвесторов, для франчайзи, для партнеров и т. д.
По применению брендбуки бывают узконаправленными (с описанием только визуальных составляющих) или широконаправленными (с маркетинговой информацией).
Что входит в брендбук — список разделов
Из какой информации состоит брендбук, зависит от специфики конкретной компании. Например, если организация ведет деятельность в оффлайне, у нее есть магазины, офисы, то в документе должны быть правила работы для мерчандайзеров, информация об оформлении вывесок, витрин, стендов, уличной рекламы. Если компания ведет деятельность в интернете, то большая часть брендбука будет посвящена оформлению цифровых продуктов — сайтов, аккаунтов и отдельных постов в соцсетях, контекстной и баннерной рекламы и т. д.
Но есть ряд пунктов, которые входят в брендбук вне зависимости от специфики конкретной компании:
- Позиционирование бренда — ее миссия, ценности, описание продукта и уникальное торговое предложение, преимущества и поводы доверять компании (Reasons to believe), .
- Стратегия в области маркетинга.
- Анализ основных конкурентов.
- Информация о целевой аудитории — пол, возраст, социальный статус, финансовое положение, интересы.
- Стиль общения (Tone of voice) с целевой аудиторией.
- Название бренда — его смысл, правила написания, произношения, использования.
- Девиз, слоган, дескриптор (при наличии).
- Логотип.
- Корпоративные цвета, типографика.
- Виды и стиль графических иллюстраций, которые применяет бренд.
- Правила верстки корпоративных материалов (печатных и цифровых).
- Примеры использования фирменного дизайна на разных носителях (мокапах).
Часто брендбук включает в себя и другую информацию, например, об истории компании, о суббрендах, о корпоративном этикете и т. д.
Чем отличается брендбук от гайдлайна
Гайдлайн — это неотъемлемая составляющая брендбука, одна из его обязательных частей. В нем описываются только стилистические составляющие бренда, то есть правила использования логотипа, фото, фирменных цветов, шрифтов, приемов.
Гайдлайн используют для достижения единства в оформлении носителей, для передачи задач дизайнера на аутсорс, для стандартизации изготовления фирменной продукции. А брендбук имеет более глобальные цели: он объясняет ценности компании работникам из разных отделов и подразделений, быстро вводит в курс работы новых сотрудников при расширении штата. Без него не обойтись, если организация решила запустить франшизу, провести имиджевую рекламную кампанию с большим бюджетом.
Чем отличается брендбук от фирменного стиля компании
Фирменный стиль — это набор визуальных и вербальных компонентов, которые отражают идентичность компании: название, слоган, логотип, корпоративные шрифты и цвета, маскот и т. д. Брендбук же является руководством по применению корпоративного стиля и по общему позиционированию бренда. Фирменный стиль ориентирован на целевую аудиторию компании, а брендбук является внутренним документом, который используется только сотрудниками, реже — партнерами организации.
Правила разработки дизайна брендбука
При разработке брендбука дизайнеру нужно придерживаться принципов наглядности, доступности, читабельности и функциональности. Создавая конкретные элементы фирменного стиля и требования к их использованию, важно соблюдать следующие правила:
- Логотип разрабатывают в цветном и монохромном варианте с указанием минимальных размеров печати и размеров охранного поля (расстояния до других элементов) в миллиметрах или пикселях. Может предлагаться упрощенный вариант логотипа для размещения на маленьких носителях.
- Палитра фирменных цветов включает основные и акцентные цвета, включается в брендбук в 3-4 моделях (обычно RGB, Pantone, HEX, CMYK).
- Типографика отражается основным и дополнительными шрифтами с указанием ситуаций использования (упаковка, реклама, рассылка и т. д.) и уникальных параметров (начертания, размера, цвета и т. д.) при размещении на разных носителях.
- Иллюстрации для использования в корпоративных материалах (фотографии, графические изображения, паттерны) демонстрируются с помощью коллажей или мудбордов. Важно указать предпочтительный стиль, возможные планы и фоны, цветовые палитры, форматы иллюстраций.
- Для физических носителей разрабатывают модульные сетки под форматы А2-А5, вывески билборды. Для цифровых формируют сетки сайтов, рекламных баннеров, постов в соцсетях.
Как разработать брендбук
Процесс создания брендбука зависит от масштабов и сферы деятельности компании, ее целей и возможностей. В нем могут быть задействованы только графические дизайнеры или целая команда специалистов, включая маркетологов, бренд-менеджеров, арт-директоров, копирайтеров, иллюстраторов.
Для создания качественного брендбука нужно пройти 4 обязательных этапа:
- Исследовать рынок, конкурентов, целевую аудиторию бренда.
- Сформировать корпоративные смыслы: миссию и философию, УТП, правила и тон общения с целевой аудиторией.
- Разработать фирменный стиль бренда: название, логотип, слоган, корпоративную цветовую палитру, шрифты, отражающие ценности компании.
- Сверстать брендбук — собрать всю информацию для идентификации и позиционирования бренда в один печатный, электронный или цифровой документ.
В больших компаниях дизайнеры привлекаются к разработке брендбука только на этапах разработки фирменного стиля и верстки. Но им обязательно нужно ознакомиться с данными об анализе рынка и конкурентов, характеристиками целевой аудитории, корпоративными смыслами, чтобы визуальное оформление бренда отвечало его ценностям и миссии.