10 дней
20 часов
30 минут
40 секунд
Поделиться или сохранить

Референс

Референс

В работе дизайнера большая роль отводится референсам — источникам информации, вдохновения и идей. Разберемся, что это такое, где их искать и как использовать.

Что такое референсы в дизайне

Простыми словами референс (от англ. reference — «отсылка», «справка», «пример») — это изображение, видео, материальный или другой объект, который используется в ходе работы над проектом. Главная цель использования референсов заключается в поиске вдохновения и идей. Также они могут выступать в качестве источника фактической информации, способа коммуникации с заказчиками и коллегами.

Зачем нужны референсы 

С помощью референсов можно решать ряд задач при работе над проектом:

  • Источник  информации. По референсам можно изучать анатомию человека или животных, знакомиться с архитектурой зданий и другими предметами и явлениями, плохо знакомыми дизайнеру. Также они помогают знакомиться с приемами, использованными другими авторами. Получив достаточное количество информации по референсам, можно качественно поставить задачи и найти пути их решения.
  • Анализ визуальных решений. Референсы позволяют изучать конкурентов и рынок. Например, если дизайнер разрабатывает проект интерьера, он может подобрать изображения мебели, отделочных материалов, которые продаются в магазинах. Если создается фирменный стиль компании, в качестве референсов выступает айдентика проектов из той же сферы и смежных областей.
  • Знакомство с контекстом. С помощью референсов можно тщательно проработать визуальный язык дизайна, понять, какие тренды есть в нише и как лучше адаптировать их к своему проекту.
  • Объяснение концепции и поиск общего видения с заказчиком. Клиент с помощью картинок показывает дизайнеру, каким хочет видеть проект, а дизайнер использует референсы для донесения своих идей. Это позволяет не допустить непонимания и многочисленных правок.
  • Источник вдохновения. На примере референсов можно генерировать новые идеи, понимать, как и с помощью каких приемов их реализовывать. Изучение чужих работ тренирует насмотренность, открывает новые стили рисования, цветовые схемы, формы, типографические решения.

 Как используют референсы в разных сферах дизайна

  • В дизайне интерьера и архитектуре референсы позволяют определить вектор работы над помещением или зданием, подобрать общий стиль и конкретные решения, например, отделочные материалы, мебель, текстиль.
  • В digital-дизайне с помощью референсов ищут визуальные образы, а также функциональные решения для сайтов и мобильных приложений.
  • В fashion-дизайне референсы служат источником творческого вдохновения, а также помогают получить информацию о костюмах разных исторических периодов, стран и регионов.
  • При разработке фирменного стиля и других имиджевых материалов референсы помогают найти решения для визуальной отстройки от конкурентов. 

Виды референсов

В качестве референсов могут выступать разные объекты:

  • Двухмерные графические объекты: видео, фото, иллюстрации, макеты или эскизы, шрифты, цветовые схемы.
  • Трехмерные объекты: предметы, пейзажи, персонажи, интерьеры, анимированные сцены.
  • Материальные объекты: архитектура, скульптура, мебель, техника,  одежда, люди, растения, животные и т. д. 

По назначению референсы для дизайна делятся на два типа:

  • Стилевые. С помощью таких примеров и образцов дизайнер определяет и показывает заказчику, как стиль будущего проекта будет реализован на практике. В качестве стилевых референсов могут использоваться цветовые схемы, шрифтовые пары, конкретные примеры объектов в нужном стиле.
  • Функциональные. Такие референсы подбирают к конкретному продукту, конкретной задаче. Например, если нужно разработать презентацию, ищут примеры разных презентаций, если нужно разработать дизайн-проект детской спальни, — фото таких комнат. С помощью функциональных референсов можно лучше понять технические требования к проекту, определиться с его структурой.

Почему референсы не являются плагиатом

Референсы для дизайна не используются в неизменном виде. Они перерабатываются автором с учетом его творческого видения и авторской манеры, с учетом специфики конкретной задачи. Обычно для проекта используется не меньше 5-10 образцов и примеров, а нередко 100 и больше. Поэтому в конечном дизайне могут быть отдельные детали из референсов, но в целом это новый уникальный проект, который не является плагиатом.

В чем заключается разница между референсом и мудбордом

Референсы не стоит путать с мудбордами или досками настроения. Референсы — это отдельные образцы, примеры дизайна. А мудборд — это способ представления референсов, объединенных общей идеей, настроением, цветовой гаммой или другим признаком. Выглядит он как подборка фото, как коллаж, как цветовая схема.

В мудборд можно собрать как конкретные пожелания заказчика или идеи дизайнера, так и самые абстрактные изображения, например, демонстрирующие нужную цветовую гамму или шрифтовые пары. 

Где искать референсы для дизайна

Для поиска референсов дизайнеры используют разные площадки, например:

  • Behance — площадка, где публикуют свои лучшие работы дизайнеры со всех концов света.
  • Pinterest — социальная сеть, позволяющая составлять подборки изображений по разным темам, стилю, цвету и другим критериям. 
  • Muzli — интернет-сообщество разработчиков сайтов и создателей визуального контента. 
  • Motionographer — сайт с проектами топовых студий motion-дизайна. 
  • Landingfolio — сайт для digital-дизайнеров с лучшими примерами лендингов по разным тематикам.
  • Awwwards — сайт престижной премии в области веб-дизайна, где регулярно размещаются самые красивые и функциональные веб-площадки.
  • CSS Design Awards — еще один сайт международной премии, где можно увидеть лучшие работы дизайнеров, студий и агентств. 
  • Dribbble — онлайн-сообщество, где дизайнеры делятся друг с другом идеями, выкладывают и обсуждают интересные проекты. 
  • Minimal. gallery — галерея дизайн-проектов, вдохновленных идеями минимализма.
  • Figurestock — стоковые изображения людей в разных позах.
  • Minden Pictures — коллекция фотографий дикой природы: ландшафтов, растений, животных, подводного мира и т. д.
  • Httpster — сайт с источниками вдохновения для дизайнеров, отслеживает тренды с 2012 года.
  • They draw — коллекция тематических иллюстраций на тему путешествий и еды.
  • New Old Stock — фотографии аутентичных городских видов, интерьеров.
  • Foodiesfeed — коллекция изображения готовой еды, продуктов, процесса приготовления пищи.

Пользуйтесь для поиска референсов разными фотостоками, панорамами в Яндекс.Картах и Google.Maps, Яндекс.Картинками. Образцы для поиска вдохновения и информации можно найти в книгах, в фильмах, в музеях, в путешествиях, в магазинах, на прогулках. Чем сильнее вы тренируете насмотренность, тем больше источников для референсов у вас появляется.

Как работать с референсами

При работе с референсами дизайнеру обязательно нужно помнить, что они являются только базой для поиска вдохновения и развития идей, а не готовым решением задачи. Поэтому копировать их полностью нельзя. Используя референсы, вы должны перерабатывать общедоступную информацию, развивать с ее помощью свое творческое начало, а не красть чужие работы.

Работать референсами станет проще и эффективнее, если вы будете придерживаться следующих правил:

  • Внимательно изучать детали, акценты, композицию каждого подобранного изображения. Это поможет вам не просто скопировать подходящие элементы, а глубоко переосмыслить их и переработать с учетом вашей задачи.
  • Отмечайте не только удачные моменты, но и спорные решения в референсах. Так вы избежите невольного повторения ошибок, разовьете критическое мышление.
  •  Не ограничивайтесь только своей профессиональной областью при поиске референсов. На создание новой коллекции одежды вас могут вдохновить красивые фотографии природы, а на разработку визуального решения для сайта — архитектуры старого города.
  • Старайтесь подобрать для каждой задачи как можно больше референсов — минимум 5-10. Так вы избежите копирования чужой работы, а скомпонуете уникальное визуальное решение с использованием разных приемов и деталей.
  • Собирайте из референсов мудборды в формате тематических коллажей или подборок изображений. Так вам будет гораздо проще обрабатывать информацию, чем при изучении случайного набора картинок.

Также рекомендуем завести отдельную папку на жестком диске компьютера или в облаке, где вы будете собирать референсы для будущих работ. Добавляйте в коллекцию все интересное, что попадается вам в интернете и в жизни, чтобы в нужный момент использовать сохраненные фото, видео или рисунки.

Остались вопросы?

Заполните форму ниже, мы перезвоним и ответим на них.

Заказать звонок

Нажимая на кнопку, Вы даёте согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с Политикой в отношении обработки персональных данных.

Мы перезвоним Вам
в ближайшее время