Главная / Словарь / Юзабилити
Поделиться или сохранить

Юзабилити

Юзабилити

Любой сайт, особенно коммерческий, должен быть не только визуально красивым, но и удобным для пользователей. Если посетители на сайте не совершают целевое действие (не оформляют заказ, не заполняют форму обратной связи, не дочитывают статью и т. д.), он неэффективен. Привлекательность сайта для пользователей обеспечивается соблюдением принципов юзабилити. О нем мы и поговорим в этой статье.

Что такое юзабилити

Простыми словами, юзабилити (от английского «usability» — «удобство использования») — это показатель того, насколько посетителю удобно пользоваться интерфейсом сайта или мобильного приложения. Если юзабилити в порядке, человек быстро найдет интересующую его информацию, выполнит необходимые владельцу сайта действия: купит товар, закажет услугу, пройдет регистрацию на мероприятие, прочитает статью и поделится ссылкой на нее в соцсетях.

На что влияет юзабилити интерфейса

Любой сайт создается с определенными целями. Для коммерческих ресурсов это получение прибыли. Если пользователи не могут купить товар, заказать консультацию специалиста или найти адрес офиса из-за неудобного и непонятного интерфейса сайта, они не будут долго разбираться в нем, а просто уйдут к конкурентам. Поэтому хорошее юзабилити напрямую влияет на выполнение сайтом своей основной цели — привлечения прибыли.

Работа над юзабилити интерфейса нацелена на решение ряда задач:

  • Повышение конверсии. Как уже было сказано выше, понятная структура сайта или приложения, удобная навигация, эстетичный дизайн подталкивают пользователей к совершению целевых действий.
  • Рост посещаемости. Удобные ресурсы часто посещают повторно, дольше остаются на них, активнее совершают действия. Их чаще рекомендуют в интернет-отзывах и личном общении.
  • Повышение лояльности аудитории. Если посетителю понравился сайт компании, он быстро нашел на нем нужную информацию или сделал покупку, он переносит положительное впечатление о площадке на весь бренд в целом.

Также работа над юзабилити улучшает ранжирование сайта в поисковых системах. У удобной площадки хорошие поведенческие факторы: процент повторных возвратов, среднее время пребывания пользователя на сайте, глубина просмотра страниц и т. д. Это ведет к тому, что сайт поднимается в выдаче поисковых систем по ключевым запросам. Высокое ранжирование в Яндексе и Google приносит недорогой органический трафик, следовательно, создает условия для роста прибыли. 

Основы юзабилити — принципы создания удобных интерфейсов

10 основных правил юзабилити сайтов были сформулированы в 1994 году Якобом Нильсеном. Хоть цифровые продукты с тех пор сильно изменились, но базовые принципы создания удобного веб-ресурса остались прежними. Их нужно соблюдать разработчикам, дизайнерам интерфейсов и всем, кто работает над созданием сайтов и мобильных приложений.

Вот 10 принципов юзабилити Якоба Нильсена:

  1. Пользователь всегда должен знать, что происходит на странице. Он должен четко понимать, в каком разделе сайта находится, что делает, как система отреагировала на его действия. Например, при совершении покупки в интернет-магазине должно быть четко понятно, сформирован ли заказ, какие товары и на какую сумму в него входят, прошла ли оплата и т. д. 
  2. Сайт должен говорить с пользователем на его языке. Вся информация должна излагаться понятными любому человеку словами, без сложных терминов и оборотов. Каждая страница должна решать задачи клиента. Например, в карточках продуктов должны перечисляться не сложные технические характеристики, понятные только специалисту, а преимущества клиента от покупки и использования товара. Длинные текстовые инструкции и описания лучше заменять наглядной инфографикой, фотографиями.
  3. Система должна давать пользователю свободу, но вовремя оповещать об ошибках. Если сайт предусматривает совершение сложных действий из нескольких шагов, у пользователя всегда должна быть возможность вернуться на предыдущие этапы. Это важно, если посетитель сделал что-то не так: ошибся при вводе номера телефона, выбрал не тот пункт выдачи и т. д.
  4. Сайт должен следовать общепринятым стандартам. Слишком оригинальные и необычные площадки воспринимаются пользователями как непонятные и неудобные. Поэтому не стоит излишне увлекаться креативом. Это касается расположения основных элементов страницы, основных сценариев взаимодействия сайта или приложения с пользователем. Например, большинство людей привыкли, что значок «Корзины» находится в правом верхнем углу страницы. Если он расположен в другом месте, посетители интернет-магазина будут испытывать дискомфорт из-за необходимости тратить время на поиск нужной иконки. Это может подтолкнуть их покинуть сайт и уйти к более консервативным конкурентам.
  5. Система должна предотвращать возможные ошибки пользователя. Есть ряд типичных ошибок, которые пользователи делают очень часто, например, ввод номера телефона в неправильном формате или выбор товара без указания цвета или комплектации. Интерфейс сайта настраивается так, чтобы эти ошибки невозможно было совершить. Например, пользователь не может положить товар в Корзину, пока не указаны все вариативные параметры (цвет, размер, комплектация и т. д.).
  6. Ресурс должен давать максимум информации в максимально сжатом формате. Это нужно для того, чтобы пользователь мог выбрать то, что ему нужно, просматривая сайт по диагонали. Например, на общей странице каталога и основной вкладке карточке товара должны быть размещены фото и основные характеристики. Развернутая информация помещается в отдельную вкладку.
  7. Интерфейс должен быть эффективным и гибким. Он разрабатывается таким образом, чтобы им было удобно пользоваться вне зависимости от опыта человека, от используемого устройства. 
  8. Дизайн должен быть простым и понятным. Визуальные эффекты не должны отвлекать пользователя от основной цели его визита на сайт или в приложение — совершения целевого действия. Каждый элемент дизайна (кнопка, баннер, иконка и т. д.) должен нести определенную практическую функцию, а не существовать просто «для красоты». От всплывающих баннеров, назойливой рекламы, вычурных шрифтов нужно отказаться.
  9. Система должна информировать пользователя об ошибках. Например, если какое-то обязательное поле не заполнено, оно должно подсвечиваться красным. Если пользователь не выбрал важный параметр товара, он должен оповещаться об этом всплывающим сообщением.
  10. Сайт или приложение должны подсказывать и направлять пользователя к совершению целевого действия. Вся справочная информация должна быть информативной, короткой и понятной. У пользователя должна быть возможность отказаться от подсказок, если он в них не нуждается.

Как оценить юзабилити сайта

Для исследования юзабилити интерфейса при разработке или модернизации сайта используют ряд параметров. Они показывают, насколько посетителю просто:

  • ориентироваться на сайте или в приложении при первом визите — искать нужную информацию, функции;
  • совершать целевые действия — изучать материалы, проходить регистрацию, покупать товары, заказывать звонок и т. д.;
  • ориентироваться на сайте или в приложении при повторном визите спустя некоторое время.

Также важно учитывать частоту совершения ошибок при работе с интерфейсом площадки и время на распознавание ошибочных действий. Еще одним критерием оценки юзабилити является общая удовлетворенность пользователей ресурсом. 

Анализировать юзабилити сайта можно разными способами. Самый простой — использовать данные статистики из «Яндекс.Метрики» и Google Analytics. Подключив эти сервисы, можно видеть количество посетителей, источники трафика, глубину просмотра страниц, скорость загрузки, процент отказов, конверсию и другие важные данные. Также можно провести эксперимент с фокус-группой, проанализировать отзывы пользователей о сайте. 

Как улучшить юзабилити сайта

Для улучшения юзабилити сайта выполняют следующие действия:

  • Улучшают технические параметры работы ресурса. Главный из них — это скорость загрузки страниц. Как показывает статистика Google, если сайт не открывается за 3 секунды, 53% пользователей закрывают его и идут к конкурентам. Лучше всего, если загрузка каждой страницы занимает 0,5-2 секунды.
  • Меняют дизайн. Современный эффективный дизайн должен быть лаконичным, не отвлекающим пользователей от совершения целевых действий.
  • Работают над навигацией. Пользователь должен находить нужную ему информацию или совершать целевое действие за 2-3 клика. Если в ходе анализа пользовательского поведения выявляются проблемы с навигацией, ее нужно перерабатывать и упрощать.
  • Адаптируют сайт под разные устройства. Сегодня почти 70% пользователей посещают сайты с мобильных устройств. Поэтому любой сайт должен быть адаптирован под мобильные платформы. Анализировать, как площадка выглядит на разных устройствах с разными ОС, разрешением экрана можно с помощью специальных инструментов, например, Google Mobile Friendly или I Love Adaptive.
  • Упрощение схемы совершения целевых действий. Регистрация на сайте, оформление покупки, заявка на консультацию не должны занимать много времени. Онлайн-формы должны быть короткими и понятными. По данным исследования Baymard Institute, 27% пользователей отказывают от совершения покупки или регистрации на сайте, если видят длинную форму с большим количеством полей (больше 8). Также важно, чтобы пользователь знал о результате своих действий, например, получал подтверждение об отправленном заказе по SMS или e-mail. 

Узнать о юзабилити сайтов больше и научиться анализировать поведение пользователей вы можете на онлайн-курсах Pentaschool по веб-дизайну

Программа по теме

Ваша заявка принята

В ближайшее время с Вами свяжется специалист
приёмной комиссии

Присоединяйтесь!

Остались вопросы?

Заполните форму ниже, мы перезвоним и ответим на них.

Заказать звонок

Нажимая на кнопку, Вы даёте согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с Политикой в отношении обработки персональных данных.

Мы перезвоним Вам
в ближайшее время