Полиграфическая продукция – это одновременно реклама, айдентика и информация для потенциальных клиентов. Дизайн полиграфии необходимо продумывать от и до. Если при создании макета допустить ошибки, печатные материалы будут производить отталкивающее впечатление.
То, что хорошо смотрелось на экране, в реальности иногда оказывается несуразным, блёклым или имеет странные дефекты. Происходит это в тех случаях, когда при разработке дизайна полиграфии не были учтены особенности технологий печати, отделки и брошюровки. Мы расскажем, как не допустить подобных ошибок при работе в типографии.
Ошибка дизайнеров №1. Неправильно рассчитанный масштаб
Если в графическом редакторе задать листу А4 масштаб 100% и приложить к экрану реальный лист, то вы увидите, что их контуры не совпадают. При печати в типографии это работает так же: на бумаге размер текста и элементов дизайна будет отличаться от того, что вы видели на экране. С опытом вы научитесь соотносить электронный макет с реальным размером, но в начале карьеры подобные трудности при работе с полиграфической продукцией будут возникать часто.
Если вы начинающий дизайнер и пока не набили руку, рекомендуем проверять масштаб макета. Самый простой способ – печать на принтере (можно выбрать чёрно-белый режим). После такой проверки вы будете точно знать, что текст на визитке можно прочесть, а элементы дизайна на листовке не слишком мелкие.
Самая большая опасность ошибки в масштабе - получить слишком мелкий текст для чтения
Ошибка дизайнеров №2. Незнание свойств печатных красок
Дизайнер должен хорошо понимать, какие краски нужны для правильной передачи изображения на бумаге. В типографиях используются два типа красок:
- Триадные (полупрозрачные) краски для полноцветной печати. Выпускают 4 цвета: голубой, пурпурный, жёлтый и чёрный. Путём наложения этих красок друг на друга получаются все остальные цвета.
- Непрозрачные смесевые краски. Одна краска – один цвет. Изготавливаются по каталогам с фиксированными параметрами цвета. Самая популярная марка смесевых красок для дизайна полиграфии – Pantone, также существует одноимённая система подбора цвета.
Если вам надо напечатать красный текст, вы можете сделать это триадными красками или одним цветом Pantone. В чём подвох? Триадные краски имеют ограниченный цветовой охват, поэтому некоторые цвета с их помощью получить нельзя. Например, ярко-бирюзовый при печати становится грязно-зелёным.
Не забывайте и о том, что триадные краски – полупрозрачные. Это значит, что цвет изображения может сильно меняться в зависимости от цвета бумаги. Если вы хотите сделать ярко-красный дизайн на крафтовой бумаге, нужно использовать Pantone.
Но если вам необходимо напечатать полиграфический материал, в дизайне которого используется более 4 цветов, практичнее использовать триадные краски. Они позволяют получить тысячи оттенков, а стоят намного дешевле, чем Pantone. Триадные краски используются для печати фотографий, иллюстраций и других сложных изображений.
Слева - печать смесевыми красками по крафтовой бумаге, справа - триадными. Получить такой же яркий салатовый данной триадой без добавления белил невозможно
Ошибка дизайнеров №3. Неправильно подобранная бумага
Свойства бумаги – ещё один параметр, который нужно учитывать, когда вы разрабатываете дизайн полиграфии. Бумага имеет следующие характеристики:
- Плотность. В типографиях используется бумага плотностью от 45 г/м (для газет) до 300 г/м (для визиток). Существует бумага и более высокой плотности, но она предназначена для художников и не подходит для печати.
- Прозрачность. Определяется тем, насколько сильно бумажный лист пропускает солнечные лучи. Если вы сделаете яркую двустороннюю печать на немелованной тонкой бумаге, оттиски на разных сторонах будут просвечивать.
- Глянцевая и матовая. Первая даёт более насыщенные цвета и делает изображения контрастными. Недостаток – на глянцевой поверхности хорошо видны отпечатки пальцев.
- Яркость. Чем лучше бумага отражает свет, тем выше показатель яркости. Он может достигать 90-95%. Изображения на бумаге с высокой яркостью получаются контрастными и насыщенными.
- Белизна. Абсолютно белой бумаги не существует. Бумажные листы имеют оттенки – голубые, оливковые, сливочные и т.д. Чтобы приблизить цвет к белому, бумагу покрывают меловальным слоем.
Для красочных полиграфических изделий выбирайте мелованную бумагу – она плотнее, прочнее и имеет низкую прозрачность. Перед печатью в большинстве типографий проводят цветопробу. Эта процедура помогает определить, подходит ли выбранная бумага для заданной цели.
Даже самый грамотный дизайн может быть испорчен мятой желтой бумагой
Погрешности при печати в типографии
Разрабатывая дизайн полиграфической продукции, необходимо помнить, что резка, складывание и склеивание бумаги в типографии не всегда отличаются 100% точностью. Фактическая линия сгиба листа может отходить на 1-2 мм по сравнению с тем, где она была в макете. Чтобы погрешность не повлияла на результат, нужно:
- При подготовке макета все важные элементы располагать так, чтобы они находились на расстоянии не менее 3 мм от линии реза или сгиба;
- Если вам требуется разработать полиграфический дизайн складных листовок или буклетов, оставляйте с лицевой стороны небольшой запас. Задняя сторона не должна проглядывать около линии сгиба;
- Работая над вёрсткой многостраничной полиграфической продукции, учитывайте особенности брошюровки будущего издания: будет это скрепление на клей или на скрепку? Если скрепление клеевое, то необходимо внутренние поля делать с запасом, иначе часть текста спрячется в корешковое поле.
Креативные находки дизайнеров потеряют вид, стоит линии реза сдвинуться хотя бы на миллиметр
Полиграфический дизайн без ошибок: возможно ли?
Умение работать с полиграфией и не допускать технические ошибки приходит с опытом. Но даже на первых порах работы в типографии можно научиться правильно располагать элементы на макете и учитывать возможные погрешности печати. Овладеть дизайнерским мастерством вы сможете на наших курсах:
Программа рассчитана на людей, желающих с нуля освоить профессию дизайнера полиграфии. В процессе обучения Слушатели получат навык работы с фирменными стилями, овладеют основными графическими редакторами и соберут портфолио, в которое войдут готовые проекты. После окончания курса можно приступить к работе в типографии или начать брать заказы на фрилансе.Курс познакомит Слушателей с основами вёрстки. На занятиях преподаватели расскажут, как работать с текстовыми блоками, что такое принцип модульности, как выбрать формат издания и какие ошибки чаще всего допускают новички. Программа рассчитана на 1 месяц, по окончании выдаётся сертификат о повышении квалификации.
За 4 месяца вы научитесь верстать макеты разных форматов с иллюстрациями и текстом, оформлять обложки и развороты книг и журналов, работать с растровой и векторной графикой. Вы познакомитесь с основами полиграфического производства и освоите редакторы Adobe Photoshop, Adobe Illustrator и Adobe Indesign. Кроме того, вы соберете портфолио из макетов журнальных разворотов, книжных страниц, рекламных материалов, обложки для книги, а также изображений растровой и векторной графике.
За 2 месяца вы познакомитесь с историей, направлениями и стилями типографики, освоите техники каллиграфии и леттеринга, научитесь разрабатывать авторские шрифты и создавать уникальные надписи с использованием гарнитур. Все знания вы закрепите на практике, а ее результаты пополнят ваше портфолио.
Двухмесячный курс познакомит вас с технологиями полиграфического производства и постпечатной обработки изделий, основами работы с растровой и векторной графикой на этапе подготовки к печати, особенностями подготовки макетов в графических редакторах Adobe: Photoshop, Illustrator или InDesign. По итогам программы вы сможете проводить подготовку к печати полиграфических макетов любого размера и предназначения.
Все курсы ведут практикующие дизайнеры. Они помогут вам научиться избегать ошибок и создавать полиграфический дизайн с нуля до вывода макета на печать. Вы создадите собственные проекты, которые сможете показать будущим заказчикам, и сформируете хорошее портфолио — это поможет вам быстрее и легче устроиться на работу после окончания учебы.