Инна Мусэрская живет на две страны и по полгода проводит в Японии. Недавно она закончила обучение на курсе «Дизайнер одежды. Создание коллекции» в Pentaschool и сейчас увлечена новой профессией: готовится к первому конкурсу, работает над коллекциями одежды для себя и мужа, посещает выставки и показы. Мы поговорили с Инной об особенностях японской моды, профессиональных планах и знаковых для дизайнера мероприятиях — например, о выставке Dior в Токио.
Из какой сферы вы пришли в дизайн одежды?
— Эта творческая профессия — совершенно новое и незнакомое мне ранее направление. По образованию я педагог, учитель математики. Работала в школе, затем повышала квалификацию до семейного психолога. В общем, не занималась ничем творческим, и просто однажды что-то стукнуло в голову.
До этого я жила с ограничивающим убеждением, что если у меня математический склад ума, то в творческих профессиях мне делать нечего. Полтора года назад увлеклась скетчингом и купила курс, который длится до сих пор. Оказалось, у меня получается и рисовать, а не только заниматься анализом, математическим или психологическим.
А модой, созданием имиджа раньше интересовались? Почему из всех направлений дизайна привлекло именно создание одежды?
— Нет, не интересовалась. Первый глянцевый журнал купила себе только несколько месяцев назад, когда уже училась на дизайнера. Мне были интересны дизайн интерьера, web-дизайн, флористика. Но, проходясь по разным направлениям, я прислушивалась к своему внутреннему отклику, и именно на дизайн одежды он был максимально силен.
До начала обучения я много времени провела в Санкт-Петербурге, где увидела работы локальных дизайнеров и даже попала на один показ в Царском селе — с театрализованным представлением, оперной певицей, оркестром. Наверное, именно это вдохновило. В тот момент я поняла, что тоже хочу креативные показы, хочу стильно оформленный магазин. Думаю, именно тогда было посеяно зерно.
Вы продолжаете карьеру педагога и психолога или сосредоточились на новом направлении?
— У меня остались «хвосты» в области педагогики и психологии. Я написала книгу для родителей «Переводчик с детского языка» об особенностях воспитания и развития детей с рождения до 7 лет. А также создала программу подготовки к школе в игровом формате «Письма первоклассника». Сейчас эти работы в типографии, готовятся к печати. Но сама я сосредоточена на новом направлении и увлечена им. Написанное в прошлом уже существует и будет работать без моего активного участия.
Насколько сильно вас увлек дизайн одежды за время обучения?
— Меня буквально затянуло в эту творческую профессию. Во время обучения я дополнительно пошла на курс вышивке бисером. Начала изучать биографии знаменитых дизайнеров, читать их книги, посещать выставки.
Особое впечатление осталось от выставки Dior в Токио, где мне удалось вблизи рассмотреть все кутюрные платья великого модельера. Интересно, что на курсе я рисовала некоторые наряды Dior, но тогда и не думала, что будет выставка в Токио, и уж тем более не подозревала, что нарисованные образы я смогу увидеть вживую. Сейчас я живу на две страны. Полгода провожу в России (Белгород), полгода — в Японии (Осака).
Инна на выставке Dior в Токио
Одежда Dior — экспозиция выставки в Токио
Скетчи по мотивам нарядов Dior. Работа Инны Мусэрской
Заметили ли вы какие-нибудь интересные особенности Японии в плане моды?
— Люди на улицах чаще одеты в классическом стиле: мужчины в костюмах, женщины — в элегантных вещах. Скорее всего, это связано с работой в офисах. Если же форма одежды более свободная, то это часто бывает оверсайз и многослойность, закрытые ноги и руки. Модники предпочитают деконструктивизм: стиль Йодзи Ямамото здесь популярен.
Уличная мода в Японии. Фото Инны Мусэрской
В каком формате вы бы хотели строить карьеру дизайнера?
— Мне очень важно иметь возможность работать и творить в любой точке мира. Я бы хотела разрабатывать коллекции и участвовать в показах, причем создавать скорее не повседневные, носибельные варианты, а что-то близкое к кутюрным работам. Хочется воплощать в одежде определенные идеи и философию, приблизиться к искусству.
Успели ли вы уже сделать первые шаги в профессии?
— Опыта работы с реальными клиентами у меня еще нет. Пока только отрисовала и заказала в ателье летнюю капсульную коллекцию для себя и для мужа. Кроме того, после обучения я подала заявку на конкурс «Кутюр по-русски», финал которого состоится через год в Санкт-Петербурге. В данный момент работаю над концептом коллекции.
Это ваш первый конкурс? Как вы считаете, что дает дизайнеру одежды участие в таких мероприятиях?
— Да, это мой первый конкурс, и для меня это один из способов самовыражения. Мне нравятся придумывать идеи показа, продумывать образы, размышлять, что можно сказать публике, используя наряд. Такие мероприятия дисциплинируют, они задают направление и помогают готовиться предметно.
Как шла ваша работа над капсульной коллекцией для себя? Какой вы хотели видеть ее, все ли получилось воплотить?
— У меня возникли сложности с реализацией, потому что сейчас я нахожусь в Японии, и оказалось, что непросто найти ателье или швею, готовых работать дистанционно в России. Поэтому пока я заказала только два наряда для себя и одну мужскую капсулу в ателье, с которыми уже работала.
Мужская коллекция называется «Питерский фланер», это одежда в стиле smart casual. «Фланировать» раньше означало «гулять по бульварам с целью развлечения и получения удовольствия». Фланеры часто похожи на памятники, потому что могут остановиться посреди улицы, чтобы полюбоваться чем-то, они никуда не спешат. Отсюда вышивка на одежде: “Don’t take a picture” («Не фотографировать»), “Keep distance” («Соблюдайте дистанцию») и т. д.
Цвета коллекции — в гамме питерской архитектуры с добавлением оливкового, что также отсылает к милитари-оттенкам, отражающим ситуацию в современном мире. Вышитые карты — символ досуга успешных людей в царские времена. И вышивки на одежде в виде четырех тузов, торчащих из кармана, или royal flash указывают на удачливость человека, собравшего такие выигрышные комбинации, символизируют успех и удачу.
Форэскизы мужской капсульной коллекции «Питерский фланер». Работа Инны Мусэрской
Планируете еще проектировать и шить одежду для своего гардероба?
— В Японии это сложно. Здесь есть ателье, но они предлагают только ремонт одежды и пошив офисных костюмов. Такая практика, когда специалисты отшивают вещи по эскизам, не развита. Японцы придерживаются правил даже в мелочах, не могут отклоняться от инструкций, им нужно проговаривать каждый шаг. Заказать пошив одежды здесь — идея сложно реализуемая, поэтому я жду возвращения в Россию.
Когда вы решили учиться на дизайнера одежды, по какому принципу выбирали школу?
— Я читала информацию об учебных заведениях в интернете. Мне не подходили варианты очного обучения, так как обычно такие институты расположены в Москве или Санкт-Петербурге, а обучение длится несколько лет. У меня не было цели прокачиваться так долго и интенсивно. Мне хотелось вникнуть, начать с чего-то доступного и делать это в удобное время в удобном месте.
Какие впечатления остались от обучения в Pentaschool?
— Мне было комфортно проходить программу. Из-за переезда я пропустила несколько модулей и обратилась к куратору, объяснив ситуацию. Мне пошли навстречу и продлили срок обучения на несколько недель. Ответы от тьюторов по практическим заданиям и вопросам очень развернутые.
Какие темы считаете самыми полезными для работы?
— Мне кажется, история моды важна для понимания цикличности в развитии fashion-индустрии. А также очень полезно умение составлять мудборды, находить идеи для коллекций, работать с цветом.
Назовите 3 самых важных качества для дизайнера одежды, на ваш взгляд.
— Открытость, креативность, смелость.